14 марта 2019

Удивительные открытия Малаги. Интерактивный музей музыки (MIMMA)

Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка, пожалуй, самый яркий. 

Музей музыки находится прямо у тебя под рукой – в центре Малаги. Скрытый среди мощеных улочек Старого города, на пешеходной зоне расположен настоящий i-Cloud интересных вещиц. 

Если ты там не был, поверь – это находка, а если уже посетил, то, может, мой рассказ покажет тебе его по-новому. Хотя, как говорится: говорить о музыке – это все равно, что меня, как архитектора, заставить «танцевать об архитектуре».

Что ты видишь перво-наперво, заходя в любой музей? «Руками не трогать». 

Здесь же девиз совершенно противоположный: «Просим вас, коснитесь». 


Мы выросли в мире, где телефон и фотоаппарат были разными устройствами весом по килограмму. А гитара в доме привлекала в квартиру толпы друзей. Сейчас же твой айфон способен выдавать в комнате эффект присутствия целого оркестра. И чтобы пробудить в детях интерес к музыкальным инструментам, приходится что-то изобретать.


Забавная и страшная правда об этом мире – его интерактивность. И абсолютная уникальность музея состоит в том, что экскурсия подается через пояснительные панели, графические системы, аудио-входы и интерактивные станции.

Это позволяет тебе организовать свой собственный визит по Музею музыки в Малаге, в том темпе и порядке, что тебе нравится.

Но, как правило, все совершают одну и ту же ошибку:

влетают в музей и, быстро пробежав по всем залам, останавливаясь на паре экспонатов, через 20 мин попадают в магазин сувениров и оттуда – на улицу. 

Можно и так, если хочешь просто поставить галочку типа: в музее были.

Есть другой путь: остановись и почитай, что написано на панелях. Это работает очень просто. Залы поделены на типы инструментов: струнные, ударные, духовые и т. д. Хотя как музыку ни сортируй на айфоне, все равно папку «разное» создать придется. Тут тоже есть свой зал «разное», не поддающийся краткому описанию. Найдешь его сам в качестве «квеста».


В каждом зале инструменты поделены на континенты и эпохи. Выбрав инструмент, ты можешь не только узнать уникальную историю создания, но и услышать его звучание!

Kопаясь в истории, можно узнать много удивительных вещей!

Самый ужасный

инструмент был изобретен в жестокие средние века: состоял он из ящиков, в которые сажали кошек головами наружу, музыкант нажимал на клавишу, и тут же бедняг колол в хвост острый штырь. Естественно, кошки орали, а живодеры играли… Но всем было весело. Ужас...

Слово «базука»

всегда означало духовой музыкальный инструмент. Но во время Второй мировой американские солдаты получили новый гранатомет, который тут же окрестили базукой за несомненное сходство с тромбоном. Про тромбон забыли, а про базуку-гранатомет знает каждый ребенок.

Раньше считали

идеальным материалом для скрипичных струн овечьи кишки. Но уже тогда в изготовлении скрипок существовала жуткая конкуренция, и чтобы сбить врагов с толку, запустили рекламную компанию почище Google Advert: что лучшие струны получаются из кошачьих жил. Придумано было великолепно, потому что убить кошку означало «наидурнейший» знак и неминуемую беду. Таким образом убрали всех конкурентов. Вот откуда идут корни маркетинга и PR.

Волынка

Какие у тебя ассоциации при этом слове? Конечно, шотландский мужик с волосатыми ногами в клетчатой юбке. Однако корни волынки идут из Пакистана, который был английской колонией. И волынка появилась и производилась именно там, а не на берегах туманного Альбиона, как все думают.

Первые барабаны

появились в Африке. Ствол дерева и натянутая на него шкура. Барабан был, абсолютно-безоговорочно, святой вещицей, и за прикосновение к нему сразу убивали. А в случае смерти барабанщика, его барабан хоронили на специальном кладбище барабанов.

Чаранго струнный

из Боливии сделан из панциря животного броненосца. Нереально крутая штука! Мужик, играющий на этом инструменте, становился автоматически кумиром любой женщины, больше ему вообще ничего делать было не надо. То есть вообще, понимаешь: играй себе на балалайке, а тебе в гамак приносят пиво, еду, и еще спинку с уважением чешут... и не только. Настоящий мачо.

Знаешь, сколько еще интересного написано на интерактивных панельках? Но во всем этом надо копаться, как книжный червь, а дети лишь тыкаются в них липкими пальцами, и не находя сходства с айфонами, к тому же еще вынужденные – о боже! – читать все это, быстро капитулируют. 

Современные технологии как средство мотивации что-то учить уже не работают. Мои дети, потыкав в панели 20 секунд, в разочаровании свалили. "Не тот интерактив, не уровень, надо думать и анализировать, не в пример Инстаграму...бла, бла, бла", – лишь бы не читать. 


Попробуй отловить ребенка и всунуть его в процесс, и если у тебя получится, уверяю, через 15 минут его уже не оторвать от экранов.

Но самым незабываемым приключением являются, конечно, красные залы –место, где можно и нужно трогать инструменты.

Представь себе ребенка, которому все время говорят: «Осторожно, не смей, не сломай!»

И вдруг в его сознание поступает сигнал: «Трогай, играй, шуми!» Невероятно смешно видеть оцепеневшее глуповатое лицо, с признаками недоверия и логичным вопросом в глазах: «В чем подвох?» И когда до ребенка доходит, что подвоха нет, то держитесь, скрипка и контрабас!

Спор о том, где и когда появился первый инструмент, не утихает до сих пор. 

Не кидай в меня помидоры, если у тебя есть другие версии: за что купила, за то и продаю.

Греки тянут на себя: конечно же, по их версии виноват один из богов, сорвавший тростник на прогулке и начавший в него дуть. Так появилась флейта, и по сей день фигурирующая в греческих легендах.

В Германии при раскопках доисторических поселений были найдены экземпляры инструмента из бивня мамонта, похожего на дудку. Археологи установили возраст – 40 000 лет до нашей эры.

Однако австралийские аборигены уверены, что их инструмент – диджериду, сделанный из эвкалипта, является самым древним и имеет возраст 70 000 лет.

Другая группа ученых предполагает, что самыми древними музыкальными инструментами на Земле стали струнные, а именно… охотничий лук! По этой версии появилась арфа, изображение которой можно встретить в руках многих богов и ангелов.

А вокруг гуслей вообще разразились страшные дебаты. Китайцы утверждают, что они изобрели инструмент еще до Рождества Христова. Славяне кричат, что в 9 веке играли на них на вечеринках византийских царей. Белорусы требуют признать авторство, настаивая, что какой-то их меткий лучник просто таким образом модернизировал свой лук. Ну а римляне, понятно, уверенные, что все дороги ведут в Рим, уверяют, что завезли гусли в Европу при повальной колонизации мира.

Однако не все воспринимают музыку как волшебство.

Мой учитель йоги вообще считал музыку ненужным шумом, мешающим концентрации и борьбе с земными мыслями. Он двигал такую теорию, что наполненному человеку не нужны искусственные созданные звуки, и поклонялся лишь шуму океана и ветра.

Я тоже, бывает, устаю от современных ритмов, а после недели на Ибице мне больше всего хочется слышать тишину. После наплыва туристов в августе с их ночными фиестами и Despacito по кругу, я могу слушать только дрова в камине. Но проходит время, и из комнаты моей дочери снова и снова доносятся звуки фортепьяно, и тая в своей материнской гордости и умилении, я понимаю, что от музыки мне никуда не деться, и лучший способ жить с ней – это последовать совету, который впаривают тебе все психоаналитики: прими и полюби!

Адрес и время работы музея на сайте: www.musicaenaccion.com


Статья была опубликована в СМИ:


Marbella-24 36/2019 Журнал
  • Вышел: 2019-03-01
  • Тираж: 5 000
  • Период.: раз в месяц
  • Старниц: 116
  • Рубрика: Искусство


    Тех. информация: