24 декабря 2018

Рождество в картинах испанских художников


Григорьева Татьяна

Искусствовед, художник

(+34) 631 911 423
(+34) 698 330 349

Григорьева Татьяна

Магистр филологии, искусствовед, пишущий художник. Основатель и руководитель Клуба «ЗАВТРАК С ИСКУССТВОМ»

Тема Рождества для испанского искусства заключает в себе духовную радость. И вместе с тем для испанской живописи нет темы более таинственной и сакральной. Диего Веласкес, Эль Греко, Эстебан Мурильо, даже Сальвадор Дали – все обращались к этому сюжету. Попробуем разобраться в нем. 

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда. В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал: «Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете Младенца в яслях». В Иерусалим мудрецы-волхвы шли из далекой восточной страны. Воссиявшая на небе звезда возвестила им о рождении Царя Иудейского и шла перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец. Пришли пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца. Всем рассказывали потом они о видении и о младенце. В честь этой звезды и мы зажигаем на рождественской елочке золотую звезду. Через восемь дней назвали младенца Иисусом. Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц. В Библии не написано, сколько всего прибыло волхвов, чтобы поклониться младенцу Христу. В католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша. Если художник хотел изобразить роскошь и богатство — он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени — он писал эпизод Поклонения пастухов.

У Эль Греко в сцене Рождества Дева Мария показывает Иисуса пастухам. Она смотрит на сына с бесконечной нежностью, лицо Святого Иосифа выражает удивление, а пастухи исполнены волнения. Истинным центром композиции является младенец, от которого исходит свет, придающий всей сцене атмосферу нереальности происходящего. Глядя на Иисуса, зритель вдруг понимает, что именно из яслей исходит этот волшебный свет, которого хватает на освещение пещеры и всех действующих лиц. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пеленки — погребальных пелен. Нет никаких сомнений, что Эль Греко был глубоко верующим человеком! Можно заметить, как скорбны лица парящих над Христом ангелов – они знают, что предначертано ему судьбой: мучительно погибнуть во имя Спасения человечества. Сохранились сведения, что один из учеников Эль Греко утверждал, что на полотне мастер изобразил и себя, в лице пастуха на преднем плане в красном одеянии, стоящим на коленях. Понятен тогда и выбор темы для Эль Греко, поскольку полотно должно было сопровождать останки художника.

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается Божественный младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам. Поклонившись новорожденному Царю, волхвы принесли ему свои дары: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Истинному Человеку. Интересно изображение младенца Христа в картине Диего Веласкеса. Большинство художников выполняли работу в классическом стиле, оставляя ребенка новорожденным. Старые мастера часто изображали Спасителя миниатюрной копией взрослого человека, но Веласкес пошел по другому пути. В его интерпретации Христос — настоящий маленький ребенок, туго спеленутый по привычкам того времени. Но выражение его детского личика очень серьезное, без намека на младенческую веселость или отвлеченность — этот ребенок не от мира сего.

К иному сюжету обратился другой испанский художник Эстебан Мурильо. На 30-й год своего правления иудейский царь Ирод I Великий узнает от предсказателей о рождении младенца, который станет новым царем Древнего Израиля и Иудеи. По повелению Ирода волхвы должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они иным путем отошли в свою страну. Обманутый волхвами Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев стали первыми мучениками за Христа. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Но Иисус не погиб: Святой Иосиф, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие. Этот момент и изображает Мурильо в картине «Отдых на пути в Египет». Спокоен сон малыша, внимателен жест матери, который демонстрирует заботу и бережное отношение к малышу, безмятежен ее ласковый образ, дерево отбрасывает тень, и люди спокойно отдыхают. Иосиф стоит невдалеке и держит животное, а любознательные маленькие божьи посланники, опасаются приблизиться, дабы не пробудить маленького ребенка, стоят, держась вблизи других ангелочков, и смотрят на малыша.

Многие испанские живописцы прибегали к священному сюжету, и у каждого получилось свое, очень таинственное, волшебное воплощение евангельского текста. Подробнее о других евангельских сюжетах у испанских художников приглашаем узнать в клубе «Завтрак с искусством» на лекциях Татьяны Григорьевой.



Статья была опубликована в СМИ:


Marbella-24 33/2018 Журнал
  • Вышел: 2018-12-01
  • Тираж: 5 000
  • Период.: раз в месяц
  • Старниц: 108
  • Рубрика: Искусство


    Тех. информация: